Карта сайта

 Директор школы:
Домущей Людмила Павловна-
руководитель высшей квалификационной категории,
отличник народного образования.

Наш адрес: 141321, Московская область, Сергиево-Посадский район,
г.Краснозаводск, ул.Трудовые
резервы, д.4 
Телефон: 8(496) 545-20-11
Факс: 8(496) 545-20-11 
e-mail:
ksosh_1@mail.ru


 

 

Главная Назад

"Использование краеведческого материала в системе духовно-нравственного и

патриотического воспитания младших школьников"

С  введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей Родины, национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям через формирование у них гражданской позиции.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

v  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

v  Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

v  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к  учению, труду, жизни.

v  Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

v  Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

v  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений  об эстетических идеалах и ценностях.

Одно из важных  направлений духовно – нравственного воспитания – изучение краеведения в начальной школе.

В “Федеральном государственном стандарте общего образования”, раздел “начальное общее образование” подчёркивается, что краеведение как часть национально-регионального компонента основывается на принципах, общих для системы образования в целом, и направлено “на реализацию качественно новой личностно-ориентированной модели массовой начальной школы. Кроме того, важнейшими условиями эффективного освоения краеведческого материала является  вовлечение младших школьников в активную познавательную деятельность.

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».

Нам очень повезло, что мы живём в Радонежском крае, богатом историческими событиями, святыми местами, куда стремятся миллионы людей, где многие памятные места связаны с именем Преподобного Сергия Радонежского. Изучая родной край, младшие школьники открывают для себя величие своего края, учатся его любить и гордиться им.

Важность данного направления отражена в целом ряде документов:

·     Закон Российской Федерации  «Об образовании»;

·     Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования;

·     Концепция программы развития образования Московской области;

·     Областная программа «Патриотическое воспитание детей и молодёжи Московской области».

Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей  работы нашей школы по изучению родного края является воспитание у детей устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Мы формируем и развиваем эти качества у младших школьников начиная с первого класса, воспитывая у учащихся духовно – нравственные ценности и идеалы, ведь это наиболее эффективный путь воспитания достойных граждан России.

Мы решаем такие основные задачи, как:

·     активизация познавательной деятельности учащихся;

·     развитие творческих способностей;

·     воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников;

·     формируем представления об историческом прошлом и настоящем нашего края, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона.

·     Для реализации этих задач мы используем разнообразные формы урока, экскурсии, факультативные занятия, внеклассные мероприятия. 

·     На уроках литературного чтения:

·     в 1 классе при изучении темы «Мастера земли русской» мы впервые знакомим детей с игрушками Сергиево – Посадской земли. Эту же тему мы продолжаем изучать и на уроках художественного труда.

·     Во 2 классе при работе над темой «Устное народное творчество» учащиеся знакомятся с народными традициями, жизнью и бытом русского народа.

·     В 3 классе при изучении произведений М.М. Пришвина, мы знакомим детей с творчеством писателя в период его жизни в Сергиевом Посаде.

·     В 4 классе при изучении произведения «Житие Сергия Радонежского» мы продолжаем знакомить детей с игуменом – отцом земли Русской – преподобным Сергием Радонежским, воспитывая в детях усердие, послушание, милосердие, человеколюбие.

·     Использовать краеведческий материал можно при изучении любой темы и  на уроках «Окружающий мир»,  разделяя на несколько содержательных блоков: исторический, географический, экологический.

·     Когда говорим о культурном наследии, то вспоминаем достопримечательности родного края.  А при изучении темы «Путешествие по городам и странам», мы попутно изучаем географическое положение, рельеф, климат, водоёмы, экологию нашего края.

·     Каждый уголок нашей страны имеет свою содержательную, «говорящую» топонимику, а наша «святая» Сергиево – Посадская земля особенно.

·     Так, на уроках русского языка:

·     во 2 классе при изучении темы «Собственные имена существительные» мы говорим об истории возникновения названия нашего города, его улиц.

·     В 3 классе при изучении темы «Состав слова» мы выясняем словообразовательную роль суффиксов в образовании новых слов на примерах названий башен Троице - Сергиева монастыря и названий слобод.

Мы знакомим детей с историей малой родины и на других уроках, проводим беседы и утренники: «Путешествие в русскую деревню», «В гостях у бабушки Матрёны», «Красота из Гжели, Филимоново, Дымково».

Изучение краеведения продолжается  во внеурочной деятельности.

В дни празднования 90–летия Сергиево – Посадского района мы провели внеклассные мероприятия по теме: «Великие имена моей малой родины», куда были приглашены  известные жители города, родные и близкие учеников.

Дети познакомились с историей развития завода и нашего города, с людьми, чьи имена заслуженно занесены в Почётную Книгу города и района. Гости рассказали о становлении завода, о его роли в жизни района и страны. Дети с большим интересом слушали рассказы гостей, интересовались прошлым нашего города.

В дни открытия Седьмых районных Рождественских образовательных чтений в нашей школе в первых и вторых классах учителя рассказывали о детстве преподобного Сергия Радонежского, в третьих классах проводили беседу, посвящённую 400-летию снятия осады Троице – Сергиева монастыря,  о его  защитниках, в четвёртых классах – смотрели фильм о храмах Радонежского края, провели классный час «Вехи святого пути преподобного Сергия Радонежского».

Ко Дню Защитников Отечества в классах традиционно проводится Неделя Мужества. Учителя на уроках и внеклассных мероприятиях знакомят учащихся с защитниками Отечества:  былинными героями, с героями – земляками, жившие в разные  исторические периоды.

Все меньше остается участников Великой Отечественной войны, прямых и непосредственных созидателей Победы, вынесших на своих плечах невероятно тяжкое бремя того сурового времени. И чем меньше их остается, тем острее чувствуется необходимость сохранить для будущих поколений все, что связано с их героическим прошлым.

Накануне великого праздника 65–летия Победы на уроках и во внеурочной деятельности проводились литературно – музыкальные вечера: «Мы помним. Мы гордимся», дети  писали сочинения на темы: «Орден в моём доме», «Ветеран в моей семье».

На Уроки Мужества были приглашены ветераны войны и труда. Ребята с большим вниманием слушали воспоминания о военных годах. Ветераны рассказывали о своём боевом пути, о том, как важны на фронте и в мирной жизни любовь к родине. А дети рассказывали о своих родственниках – ветеранах войны и труда. После встречи ребята ещё долго не отпускали гостей, интересовались наградами, каждый хотел потрогать ордена и медали на груди ветеранов.

Наши учащиеся постоянные участники муниципального конкурса рисунков «Святыни Радонежья», где не раз занимали призовые места.

Дети начальной школы  со старшеклассниками приняли участие  в создании слайд фильма   «На родимой земле небольшой монастырь», за который получили первое место в муниципальном конкурсе, проводимый в рамках IV Районных Рождественских образовательных чтений.

Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии и походы по родному краю: с первого класса мы путешествуем по земле Радонежской, посещая

·     Сергиево - Посадский краеведческий музей, Конный двор;

·     Троице - Сергиеву лавру;

·     Музей Игрушки;

·     Музей деревянной игрушки в д. Богородское;

·     Музей  Завода города Краснозаводска;

·     Дом – музей  поэта, нашего земляка, В.Ф. Бокова.

Важным условием приобщения учащихся к краеведению и истории является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи активизирует мысль учащихся, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей по этому вопросу способствует бережному отношению к семейным традициям. Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как  продолжение – организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация, проведение фольклорного праздника. Родители становятся активными помощниками по сбору материалов и по истории родного края

Так, учащиеся 4-х классов совместно с родителями собрали материал по истории города, оформили буклет, участвовали в городской краеведческой викторине и заняли 1 место. Этот буклет, как итог поисково – исследовательской работы учащихся и родителей, является гордостью школьной экспозиции «Моя малая родина».

Огромная роль в приобщении младших школьников к краеведению и истории России принадлежит и педагогам дополнительного образования Центра Детского Творчества города Краснозаводска. Педагоги на своих занятиях развивают индивидуальные творческие способности, дети приобретают коммуникативные навыки, приобщаются к национальному историческому и культурному наследию через ряд таких мероприятий, как «Защита проекта «Город будущего», городской конкурс «История родного города», «Знай и люби свой родной край»

Надёжным помощником и партнёром учителей в изучении учащимися истории нашей Родины и родного края являются музейные педагоги. В настоящее время в школе сложилась система историко – краеведческой работы совместно с Сергиево-Посадским Государственным Историко-Художественным Музеем-Заповедником по таким темам, как «Открывая для себя Древнюю Русь», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Открываем тайны истории», «В игрушечном царстве, в потешном государстве» и другие. Занятия проводятся не только на базе школы, но и в музее.

  Сотрудники музея знакомят учащихся  с археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. В музее совместно с учителями начальных классов проводятся праздники «Рождество в музее», «Широкая масленица», «Дни славянской письменности и культуры».  Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса к его прошлому и настоящему. Музейные педагоги стремятся к тому, чтобы познание стало интересным и радостным, а развлечения – разумными, чтобы каждая новая встреча с удивительным и богатым миром музея явилась ярким событием в жизни ребёнка, ценным «открытием». Таким образом, наша совместная программа формирует образовательно – воспитательное пространство, где всё подчинено одной цели – формированию достойного гражданина своей страны.

Обобщая свой опыт работы, наши учителя начальных классов активно выходят на муниципальный уровень:

·     проводят открытые уроки, мастер – классы;

·     показывают внеклассные мероприятия для родителей, учителей школ города и района;

На базе нашей школы два года работала районная творческая группа по изучению краеведения в начальной школе. Мы проводили занятия по таким темам как: «Использование краеведческого материала на уроках в начальных классах», «Героизм наших соотечественников в разные времена», «Приобщение младших школьников к народным традициям», «Краеведческий кружок как средство развития личности младшего школьника» и др.

Я привела лишь некоторые примеры изучения краеведческого материала на уроках и внеурочной деятельности в нашей школе.

Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств  у молодых граждан России.

История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую доносят через разнообразие форм и методов в изучении краеведения учителя начальных классов до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота. 

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Главная

 

Наверх